Универсальные атомные ледоколы проекта 22220

  Головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика»

  16 июня 2016 года «Балтийский завод–Судостроение» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) спустил на воду головной атомный  ледокол «Арктика» проекта 22220, строящийся по заказу Госкорпорации «Росатом».

  23 августа 2012 года Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота (ФГУП «Атомфлот»), входящее в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ООО «Балтийский завод – Судостроение» (входит в Западный центр судостроения – «дочку» Объединенной судостроительной корпорации) заключили договор на строительство головного универсального атомного ледокола нового поколения проекта 22220. 3 августа ООО «Балтийский завод – Судостроение» (г. Санкт–Петербург) в ходе открытого конкурса был утвержден комиссией «Росатома» исполнителем данного контракта. Открытый конкурс был объявлен в связи с Постановлением Правительства РФ № 660 от 29 июня 2012 года «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного универсального атомного ледокола». Государственным заказчиком и инвестором строительства выступает Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», а заказчиком–застройщиком – ФГУП «Атомфлот».

 21 октября 2020 года в Мурманске на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика» ФГУП «Атомфлот» прошла торжественная церемония поднятия государственного флага Российской Федерации.

  В торжественной церемонии принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов, генеральный директор ФГУП «Атомфлот», генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов и другие.

  24 ноября 2020 года в порту Сабетта головной универсальный атомный ледокол «Арктика» завершил проводку сухогруза «Сияние Севера». Это была первая работа атомохода с момента ввода в эксплуатацию.

  Справочно:

  Технический проект атомохода был разработан ОАО ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. В составе ядерной энергетической установки используется новый тип интегральной реакторной установки «РИТМ–200».

   По своим техническим характеристикам, универсальный атомный ледокол может одинаково эффективно работать в устьях сибирских рек и на трассах Северного морского пути. Кроме того, атомоход проекта 22220 является самым большим и мощным в мире, а за счет увеличенной ширины (34 м вместо 30 на атомоходах типа «Арктика»), универсальный атомный ледокол способен один проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тыс. тонн. Ледокол данного проекта сможет покорять льды до трех метров.

  Экскурсия по головному универсальному атомному ледоколу "Арктика" в формате 360°

  

  Серийные атомные ледоколы проекта 22220

  22 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге, на площадке ООО «Балтийский завод – Судостроение» состоялся спуск на воду первого серийного атомного ледокола «Сибирь» проекта 22220, строящегося по заказу Госкорпорации «Росатом». 25 мая 2019 на воду был спущен второй серийный универсальный атомный ледокол «Урал» проекта 22220. В 2022 году серийные атомные ледоколы вошли в состав флота предприятия.  

  В 2020 году на Балитийском заводе состоялась закладка третьего и четвертого универсальных атомных ледоколов проекта 22220 "Якутия" и "Чукотка". СУАЛ "Якутия" спущен на воду 22 ноября 2022 года. 

26 января 2024 года на Балтийском заводе состоялась закладка пятого универсального атомного ледокола проекта 22220 "Ленинград". 

«Выполнение установленных сроков сдачи универсальных атомных ледоколов – приоритетная задача для всех участников строительства новых атомоходов. Мы понимаем, что Балтийскому заводу потребовалось время для восстановления производственных связей и актуализации опыта. Сейчас мы уже ждем результатов», – отметил генеральный директор Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев.

  С вводом в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов проекта 22220 главной задачей ФГУП «Атомфлот» станет обеспечение круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути для доставки углеводородной продукции на рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. 

«Сегодня атомная энергетика обеспечивает России безоговорочное лидерство в высоких широтах, но только при наличии универсальных атомных ледоколов наша страна в полной мере сможет открыть миру все возможности и преимущества Северного морского пути. К концу этого года будет завершен технический проект создания ледокола «Лидер», а это уже новая страница в истории освоения Арктики», – сказал заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" Вячеслав Рукша. 

 

Характеристики

Пр. 1052
(тип АРКТИКА)        

  

  

  

  

Пр. 10580
(тип ТАЙМЫР)

  

  

  

  

   Пр. 22220

Основной район
эксплуатации

Арктика

Устье р. Енисей
и мелководные районы Арктики

Постоянно – Западный район Арктики
в том числе Баренцево, Печорское
и Карское моря, мелководные участки
Енисея (до п. Дудинка) и Обской губы.
В летне-осенний
период – Восточный район Арктики.

Длина, м

- наибольшая

- по КВЛ

148,0

136,0

150,0

140,6

173,3

160,0

Ширина, м

- наибольшая

- по КВЛ

30,0

28,0

29,2

28,0

34,0

33,0

Высота борта, м

17,2

15,2

15,2

Осадка, м

- по КВЛ

- минимальная

11,0

8,1

10,5

8,5

Водоизмещение, т

- при осадке по КВЛ

- при минимальной осадке

20 900

19 600


33 530

25 540

Число и мощность
турбин, кВт

2х27 960

2х18 400

2х36 000

Мощность
на валах, кВт

49 000

32 500

60 000

Скорость
на чистой воде, уз

20,8

20,2

ок. 22

Ледопроходимость, м

2,25

1,7

2,8-2,9

Численность
экипажа, чел

106

89

53

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.